Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2013 г. N 30038
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 августа 2013 г. N 1014
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 11
статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования.
2. Признать утратившим силу
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011
г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном
учреждении" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18
января 2012 г., регистрационный N 22946).
Первый заместитель Министра
Н.В.ТРЕТЬЯК
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. N 1014
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования (далее -
Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Настоящий Порядок является
обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и
реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы
дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей (далее -
образовательная организация).
II. Организация и осуществление
образовательной деятельности
3. Дошкольное образование
может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.
4. Формы получения
дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной
общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного
образования (далее - образовательная программа дошкольного образования)
определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 17
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Допускается сочетание
различных форм получения образования и форм обучения <1>.
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 17
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
5. Образовательная
организация может использовать сетевую форму реализации образовательной
программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения
воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием
ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации
образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании
договора между указанными организациями <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 15
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
6. Образовательная
организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за
воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных
отношений.
7. Сроки получения
дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования.
8. Содержание дошкольного
образования определяется образовательной программой дошкольного образования.
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минобрнауки РФ от
20.07.2011 N 2151 утверждены федеральные государственные требования к условиям
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
9. Требования к структуре,
объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы
дошкольного образования определяются федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования.
10. Образовательные программы
дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются
образовательными организациями.
Образовательные программы
дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных
программ дошкольного образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 12
Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598, N 19, ст. 2326).
11. В образовательных
организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном
языке Российской Федерации.
В государственных и
муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории
республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение
государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с
законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение
государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться
в ущерб преподаванию государственного языка Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 14
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
12. Освоение образовательных
программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации обучающихся <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 статьи 64
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
13. Образовательная
деятельность по образовательным программам дошкольного образования в
образовательной организации осуществляется в группах.
Группы могут иметь
общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную
направленность.
В группах общеразвивающей
направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного
образования.
В группах компенсирующей
направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Группы оздоровительной
направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто
болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и
проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных
мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация
образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс
санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий
и процедур.
В группах комбинированной
направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной
программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательной организации
могут быть организованы также:
группы детей раннего возраста
без реализации образовательной программы дошкольного образования,
обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте
от 2 месяцев до 3 лет;
группы по присмотру и уходу
без реализации образовательной программы дошкольного образования для
воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу
обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового
обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
семейные дошкольные группы с
целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в
семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность
или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной
программы дошкольного образования.
В группы могут включаться как
воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов
(разновозрастные группы).
14. Режим работы
образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе
определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее
уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового
пребывания); сокращенного дня (8 - 10,5-часового пребывания); продленного дня
(13 - 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в
день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных
представителей) возможна организация работы групп также в выходные и
праздничные дни.
15. Родители (законные
представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение
воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют
право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и
консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных
образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них
созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления
таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов
Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 64
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
III. Особенности организации образовательной
деятельности
для лиц с ограниченными возможностями здоровья
16. Содержание дошкольного
образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой,
а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 79
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
17. В образовательных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы
специальные условия для получения дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья <1>.
--------------------------------
<1> Часть 10 статьи 79
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
18. Под специальными
условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья <1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 79
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
19. В целях доступности
получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
организацией обеспечивается:
1) для детей с ограниченными
возможностями здоровья по зрению:
присутствие ассистента,
оказывающего ребенку необходимую помощь;
обеспечение выпуска
альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;
2) для детей с ограниченными
возможностями здоровья по слуху:
обеспечение надлежащими
звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для детей, имеющих
нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны
обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения,
столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в
указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов,
лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие
специальных кресел и других приспособлений).
20. Дошкольное образование
детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как
совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных
образовательных организациях <1>.
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 79
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Численность обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15
человек.
21. При получении дошкольного
образования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья
предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная
литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков
<1>.
--------------------------------
<1> Часть 11 статьи 79 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53,
ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
22. Для воспитанников,
нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию
здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения
медицинской организации и письменного обращения родителей (законных
представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования
организуется на дому или в медицинских организациях <1>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 41
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Порядок регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) воспитанников, нуждающихся в
длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по
образовательным программам дошкольного образования на дому или в медицинских
организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 41 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).