СВЯЗЬ ВРЕМЁН
История – одна из увлекательнейших дисциплин, и
родители, которые стремятся всесторонне развивать своих детей, конечно же,
хотят познакомить их с основами этой науки. Но 3 – 4-летний малыш с трудом
отличает то, что с ним случилось вчера, от того, что было в прошлом году. Как
же расскажешь ему о событиях сто- или тысячелетней давности?
Всем детям интересно узнать, что происходило, когда их
самих еще не было на свете. Сам факт, что в мире вообще что-то было, когда их
самих еще не было, завораживает и интригует. Что это за таинственное
«давным-давно»? во что играли дети, когда бабушкина мама была маленькой
девочкой? Как тогда одевались? Где спали? Поэтому первыми уроками истории могут
стать экскурсы в историю вещей.
ФАМИЛЬНАЯ РЕЛИКВИЯ
В каждой семье есть вещицы, сохранившиеся с
незапамятных времен. Некоторые из них и впрямь являются семейными реликвиями,
другие вроде бы и не представляют никакой ценности, да как-то жаль взять их и
выкинуть или просто руки не доходят. Но то, что для вас – бесполезный хлам,
которому давно пора на помойку, для ребенка – бесценные крупицы Времени, звенья
цепи, связывающие его с прошлым. Кроха с любопытством будет рассматривать и
трофейный цейсовский бинокль, привезенный с войны вашим дедушкой, и кружевной
воротничок, который надевала в 1912 году ваша прабабушка, получая аттестат
зрелости, и неуклюжую ручку-вставочку со стальным пером – она могла бы
рассказать немало интересного о том, как ваш папа осваивал первые прописи.
Дайте малышу полюбоваться сокровищем, потрогать его,
вдохнуть едва уловимый аромат старины: тонкий аромат духов, которым веет от
старинного кружева, терпкий запах кожи, пропитавший полевую сумку деда-офицера,
ни на что не похожий благородный аромат, исходящий от выстланной алым бархатом
старой готовальни…
Каждый предмет – отдельная история, крупица времени.
Мы начинаем рассказывать, как попал в дом хотя бы тот самый трофейный бинокль.
Это было во время войны… А что такое война? Почему она началась? Когда это
было? Вот история семьи и сомкнулась с историей страны. Разумеется,
четырехлетнему крохе не нужно в деталях рассказывать обо всех коллизиях Второй
мировой войны. Ему пока достаточно будет узнать, что на нашу страну напали
враги, их было много, они были жестокими и коварными. И чтобы их победить, людям
пришлось на долгое время забыть обо всех делах и отважно сражаться с врагами. И
дедушка (или прадедушка) тоже сражался. Он был героем и командовал другими
людьми, вел их в бой.
А потом, когда врагов выгнали из нашей страны, он
нашел этот бинокль, который раньше принадлежал врагу, и оставил его себе на
память.
Как правило, такие истории дети просят рассказывать
вновь и вновь, на них постепенно нанизываются все новые и новые подробности,
вплетаются все новые исторические детали. Например, в парке вы видите пушку. -А эта пушка когда стреляла?
-Когда была война.
-Та, на которой дедушка нашел бинокль?
-Да.
-Дедушка стрелял из такой пушки?
-Нет, он был танкистом…
КАК ЖИЛИ В СТАРОДАВНИЕ ВРЕМЕНА?
С самого раннего детства, слушая мамины колыбельные и
потешки, первые сказки и загадки, ребенок сталкивается со многими реалиями,
ушедшими из нашей сегодняшней жизни: санями и прялкой, ухватом и люлькой,
лаптями и коромыслом. Подберите настоящие картинки (для этой цели прекрасно
подойдет набор открыток из музея декоративно-прикладного искусства) и
расскажите малышу, для чего использовались эти предметы. Постарайтесь вместе
вспомнить сказки и песенки, в которых они упоминаются. Можно сделать альбом
«Вчера и сегодня», где на одной стороне разворота будет старинный предмет, а на
другой – его современный аналог.
Для детей постарше можно сделать альбомы, целиком посвященные истории
одной вещи. Например, инструментов для письма. Здесь будут кисточки с красками
и папирус, гусиные перья и пергамент, деревянная ручка со стальным пером,
шариковая ручка и пишущая машинка и, наконец, современный роллер и компьютер.
А как интересно проследить историю очага: от костра,
вокруг которого собирались первобытные люди, до суперсовременной микроволновки.
Покажите детям старинные игрушки, расскажите, как их
делали, как в них играли в деревнях мальчики и девочки в стародавние времена.
Полюбуйтесь старинными костюмами и головными уборами. Пусть малыш попробует
представить, как одевались сестрица Аленушка и братец Иванушка, Иван Царевич и
Василиса Премудрая. А на старинных лубках вы увидите, как выглядели Кощей
Бессмертный и Змей Горыныч, Птица Сирин и русалка.
Ребенку 4-5 лет будет интересно сходить в дом-музей,
где воссоздан быт и характерные черты давно ушедшей эпохи. Не стоит заострять
внимание на исторических и культурных событиях того времени, кроха вряд ли
поймет, о чем идет речь.
А узнать, как был устроен старинный дом, как выглядели
конюшни, печки, колодцы, как люди обходились без водопровода, телевизора, машин
и компьютеров, ему будет очень интересно.
Пока ребенок не пошел в школу, вам вряд ли удастся
дать ему систематические знания по истории, да это и не нужно: для настоящего
понимания истории необходим богатый жизненный опыт и солидный культурный багаж.
Но вам вполне под силу помочь малышу ощутить пульс времени, осознать связь
эпох, вплести свою жизнь и жизнь своей семьи в канву мировой истории.
Альманах «Раннее развитие»
Выпуск №2, 2006 г.
Статья «Связь времен», с.92-93.
|