Главная | Регистрация | Вход | RSS Среда, 08.05.2024, 03:12

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [27]
Мои стихи [2]
Учим песни [0]

Родителям на заметку

Главная » Статьи » Мои статьи

Связь времён
СВЯЗЬ  ВРЕМЁН
     История – одна из увлекательнейших дисциплин, и родители, которые стремятся всесторонне развивать своих детей, конечно же, хотят познакомить их с основами этой науки. Но 3 – 4-летний малыш с трудом отличает то, что с ним случилось вчера, от того, что было в прошлом году. Как же расскажешь ему о событиях сто- или тысячелетней давности?
     Всем детям интересно узнать, что происходило, когда их самих еще не было на свете. Сам факт, что в мире вообще что-то было, когда их самих еще не было, завораживает и интригует. Что это за таинственное «давным-давно»? во что играли дети, когда бабушкина мама была маленькой девочкой? Как тогда одевались? Где спали? Поэтому первыми уроками истории могут стать экскурсы в историю вещей.

ФАМИЛЬНАЯ РЕЛИКВИЯ
      В каждой семье есть вещицы, сохранившиеся с незапамятных времен. Некоторые из них и впрямь являются семейными реликвиями, другие вроде бы и не представляют никакой ценности, да как-то жаль взять их и выкинуть или просто руки не доходят. Но то, что для вас – бесполезный хлам, которому давно пора на помойку, для ребенка – бесценные крупицы Времени, звенья цепи, связывающие его с прошлым. Кроха с любопытством будет рассматривать и трофейный цейсовский бинокль, привезенный с войны вашим дедушкой, и кружевной воротничок, который надевала в 1912 году ваша прабабушка, получая аттестат зрелости, и неуклюжую ручку-вставочку со стальным пером – она могла бы рассказать немало интересного о том, как ваш папа осваивал первые прописи.
     Дайте малышу полюбоваться сокровищем, потрогать его, вдохнуть едва уловимый аромат старины: тонкий аромат духов, которым веет от старинного кружева, терпкий запах кожи, пропитавший полевую сумку деда-офицера, ни на что не похожий благородный аромат, исходящий от выстланной алым бархатом старой готовальни…
     Каждый предмет – отдельная история, крупица времени. Мы начинаем рассказывать, как попал в дом хотя бы тот самый трофейный бинокль. Это было во время войны… А что такое война? Почему она началась? Когда это было? Вот история семьи и сомкнулась с историей страны. Разумеется, четырехлетнему крохе не нужно в деталях рассказывать обо всех коллизиях Второй мировой войны. Ему пока достаточно будет узнать, что на нашу страну напали враги, их было много, они были жестокими и коварными. И чтобы их победить, людям пришлось на долгое время забыть обо всех делах и отважно сражаться с врагами. И дедушка (или прадедушка) тоже сражался. Он был героем и командовал другими людьми, вел их в бой.
     А потом, когда врагов выгнали из нашей страны, он нашел этот бинокль, который раньше принадлежал врагу, и оставил его себе на память.
     Как правило, такие истории дети просят рассказывать вновь и вновь, на них постепенно нанизываются все новые и новые подробности, вплетаются все новые исторические детали. Например, в парке вы видите пушку.
 -А эта пушка когда стреляла?
-Когда была война.
-Та, на которой дедушка нашел бинокль?
-Да.
-Дедушка стрелял из такой пушки?
-Нет, он был танкистом…

КАК ЖИЛИ В СТАРОДАВНИЕ ВРЕМЕНА?

     С самого раннего детства, слушая мамины колыбельные и потешки, первые сказки и загадки, ребенок сталкивается со многими реалиями, ушедшими из нашей сегодняшней жизни: санями и прялкой, ухватом и люлькой, лаптями и коромыслом. Подберите настоящие картинки (для этой цели прекрасно подойдет набор открыток из музея декоративно-прикладного искусства) и расскажите малышу, для чего использовались эти предметы. Постарайтесь вместе вспомнить сказки и песенки, в которых они упоминаются. Можно сделать альбом «Вчера и сегодня», где на одной стороне разворота будет старинный предмет, а на другой – его современный аналог.
     Для детей постарше можно сделать альбомы, целиком посвященные истории одной вещи. Например, инструментов для письма. Здесь будут кисточки с красками и папирус, гусиные перья и пергамент, деревянная ручка со стальным пером, шариковая ручка и пишущая машинка и, наконец, современный роллер и компьютер.
     А как интересно проследить историю очага: от костра, вокруг которого собирались первобытные люди, до суперсовременной микроволновки.
     Покажите детям старинные игрушки, расскажите, как их делали, как в них играли в деревнях мальчики и девочки в стародавние времена. Полюбуйтесь старинными костюмами и головными уборами. Пусть малыш попробует представить, как одевались сестрица Аленушка и братец Иванушка, Иван Царевич и Василиса Премудрая. А на старинных лубках вы увидите, как выглядели Кощей Бессмертный и Змей Горыныч, Птица Сирин и русалка.
     Ребенку 4-5 лет будет интересно сходить в дом-музей, где воссоздан быт и характерные черты давно ушедшей эпохи. Не стоит заострять внимание на исторических и культурных событиях того времени, кроха вряд ли поймет, о чем идет речь.
     А узнать, как был устроен старинный дом, как выглядели конюшни, печки, колодцы, как люди обходились без водопровода, телевизора, машин и компьютеров, ему будет очень интересно.  

     Пока ребенок не пошел в школу, вам вряд ли удастся дать ему систематические знания по истории, да это и не нужно: для настоящего понимания истории необходим богатый жизненный опыт и солидный культурный багаж. Но вам вполне под силу помочь малышу ощутить пульс времени, осознать связь эпох, вплести свою жизнь и жизнь своей семьи в канву мировой истории.  

Альманах «Раннее развитие»
Выпуск №2, 2006 г.
Статья «Связь времен», с.92-93.
Категория: Мои статьи | Добавил: Svetlana (06.07.2012)
Просмотров: 506 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сегодня

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz