Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Знакомя дошкольников с лучшими произведениями для детей – решается целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Художественное произведение привлекает ребенка не только свое яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем обществе. В соответствии с «Программой» мы знакомим детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. В своей деятельности я отвожу особое место художественным произведениям народного творчества.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому выразительному слову, гордость за родной язык.
В своей педагогической практике пользуюсь рекомендациями, изложенными в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой). Главное, чтобы литературные произведения, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывали в нем чувство красоты, любознательность, были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого народа.
Используя все литературные произведения, обращенные к детям (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы), – мы воспитываем в ребенке нравственные ценности: представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Я придерживаюсь мнения, что приобщение детей к истокам народной культуры, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через загадки, пословицы, поговорки, сказки. Только тогда народный источник оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет эмоциональный отклик.
Значительный потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. В них заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания. Многие из детей понимали их буквально и допускали грамматические ошибки.
Для полного осознания их смысла я использовала приемы:
§ Закончи предложение (Тише едешь - … )
§ Составь из слов пословицу или поговорку (пруд, труд, вынимать, рыбка…)
§ Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.
Соприкосновение с загадкой вызывает у детей определенные чувства: восхищение яркостью, лаконичностью созданных в ней образов. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение.
Я в своей работе использую специальный альбом с загадками, разнообразные карточки, силуэты отгадок, которые наводят на размышления. В нашей группе дети сами учатся сочинять загадки. «На стол легла, красоту навела» (Скатерть). «Деревянная дуга на плечи легла» (Коромысло). «Из коры сделал – на ноги надел» (Лапти). Загадка также неотъемлемая часть занятий, праздников и развлечений, которые создают атмосферу неизвестности и загадочности.
Сказке я уделяю большое внимание в знакомстве детей с народной культурой. Сказки наиболее любимый вид народного творчества, они помогают формировать художественный вкус, воспитывают доброе отношение к миру и людям. Слушая сказку, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а также постигают красоту родного языка через эпитеты («добрый молодец», «красна девица», «ясный сокол», «малы детушки»).
На занятиях я использую приемы: «Придумай сам», «Доскажи сказку», которые помогают сочинить свою сказку, опираясь на сюжет уже знакомого произведения, используя сравнения, синонимы.
Одним из важных результатов в своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры я считаю то, что сочиняя сказку, дети используют приемы традиционные для русского народа: присказки, повторы. «Здравствуй, кумушка…», «Хлеб да соль…», «поклонился в пояс…».
Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, я хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты. Особое место в моей работе занимали занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Мы старались раскрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит — думать, рассуждать; отсюда «гадание» — мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» — слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку — это значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку — ее метафорические образы заменить образами реальными.
Составить загадку бывает довольно трудно. Поэтому важно было показать детям способы создания загадок, их виды и формы. А результат — составленные детьми загадки. В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живой разговорной речи, проникают и из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы. В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь—это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным.
От детей ни в коем случае не следует добиваться, чтобы они пользовались этими выражениями или, ещё хуже, заучивали их. Хорошо, если дети в речи взрослого улавливают юмор, понимают и назидание в пословице.
Если в детской речи изредка промелькнёт поговорка или отдельное выражение, взятое из сказки или из речи воспитателя, это и будет наградой за труды, но нарочито вызывать ребёнка на это не следует.
Скучный для детей процесс, например одевание, сопровождаемый приговоркой, становится более интересным. Сама деятельность ребёнка, если она метко, удачно охарактеризована словом, полнее осознаётся им. Широко применяемые в самом раннем детстве приговорки и в дошкольном возрасте служат свою службу, только по содержанию они изменяются, отвечая новым запросам его умственного и нравственного роста. Подобно загадке, приговорка поэтизирует для ребёнка его собственную деятельность, быт.
Поговорки и пословицы — краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим, понятны более старшим детям шести-семи лет. В поговорке, пословице важно их содержание. Сложились они на основе огромного жизненного опыта. Поговорка — принадлежность речи взрослых, дети ею почти не могут ещё пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращённые к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения, например: «Поспешишь, людей насмешишь». Всего правильнее употреблять пословицы и поговорки в момент, когда обстоятельства наглядно иллюстрируют пословицу; тогда скрытый в ней смысл становится для ребёнка ясен: «Вот поспешил рисовать, и плохо вышло». Использование загадок, как одной из форм образной народной речи, получило признание в работе детских садов. Из практики можно уже сделать известные педагогические выводы.
Совершенно очевидно, что загадка — полезное упражнение для ума ребёнка только тогда, когда она правильно выбрана. Учитывая особенности построения загадок, опирающихся на определенный жизненный опыт, на знания о вещах и явлениях, необходимо всегда помнить о крайне незначительном жизненном опыте детей-дошкольников, о неспособности их мыслить отвлечённо. Детям могут быть предложены только такие загадки, смысл которых близок опыту ребёнка и выражен в ней почти наглядно. Ведь дело не в том, чтобы ребёнок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы он искал ответа—в этом и состоит упражнение ума. Загадки по содержанию должны быть связаны с опытом ребёнка, доступным его пониманию. Если нарушается этот принцип, то нужен длительный и почти излишний труд взрослого, наводящий ребёнка на раскрытие смысла загадки. Загадка потому-то и загадка, что в ней скрыт определённый смысл, который можно раскрыть, лишь уловив внутреннюю связь между словами загадки и скрытым в ней смыслом.
Эта работа ума посильна только более старшим детям (после пяти лет); младшие дошкольники даже и не могут увидеть в загадке какого-либо иного смысла, кроме того, что сказано в словах. Как правило, старшие дошкольники уже знают некоторые загадки. Они слышат их в семье, от других детей.
В тех случаях, когда воспитательницам приходится впервые знакомить детей с загадками, надо, прежде всего, дать им понять, что такое загадка. При сборе грибов в лесу детям говорят: «Стоит Антошка на одной ножке»; обычно кто-нибудь из детей отгадывает: гриб. Если таких не находится, можно добавить: «Его ищут, а он прячется», тогда большинство скажет отгадку. Но лучше ограничиться первой частью, дать загадку, не портя прибавлениями, а повторить ещё и ещё раз.
Целесообразно заранее подготовить детей к отгадыванию загадки. На берегу речки внимание детей было обращено на то, что лодка не оставляет после себя следа. После этого детям стала доступной загадка; «Еду-еду — следу нету, режу-режу — крови нету». С этими упражнениями ума ребёнка спешить не нужно. Дело не в количестве загадок и отгадок к ним, которые дети будут помнить, а в том, что ребёнок приучается мыслить отвлечённо; именно загадка и является в дошкольном возрасте одним из путей для этого.
Всё сказанное в ещё большей мере относится к гениальным произведениям народного творчества — к сказкам. Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт. В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Волшебные сказки открывают просторы фантазии.
Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса».
Богатейшая сокровищница родного языка — народная сказка — может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Художественное рассказывание сказок даёт ребёнку возможность видеть всё в ней происходящее, и переживать.
Об искусстве рассказывания написано много хороших пособий, которые помогут каждому педагогу овладеть этой необходимой стороной педагогического дела. Воспитательнице детского сада необходимо уменье рассказывать детям в такой же мере, как учителю начальной школы - уменье обучать детей грамоте. Просто и живо рассказанная сказка производит сильное впечатление на чуткую душу ребёнка. Ребёнок живёт образами и событиями сказки. Он не только готов ещё и, ещё слушать её, но и сам охотно рассказывает. Уже 3—4-летние дети более или менее связно и даже выразительно рассказывают такие сказки, как «Репка», «Колобок».
Драматизация сказок детьми имеет определённое педагогическое значение. Драматизируя сказку, ребёнок приучается переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов. Всё это как нельзя лучше вырабатывает у детей уменье действовать согласно замыслу, пробуждает в них высокие нравственные чувства. Хороши для игры-драматизации сказки, построенные на многократном повторении одного и того же сюжетного элемента, и те, где принцип коммулятивности выступает отчётливо. К первым относятся сказки «Теремок», «Коза лупленая» и др., ко вторым — «Колобок», «Коза с орехами». Разумеется, ребёнок только постепенно нащупывает сюжетную линию сказки, поэтому надо начинать с самых несложных сказок, как по сюжету, так и по тексту.
Наряду с моральным влиянием сказки, наряду с тем, что ребёнок запоминает её содержание и тем обогащает свою память, в играх-драматизациях он овладевает выражениями отечественного языка, его звучанием, гармонией, словами и формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В играх-драматизациях ребёнок беспрестанно ставится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать, говоря от лица другого.
Так ребёнок практически усваивает и нужную форму речи. Особое внимание уделялось словам, над которыми нужно задуматься, чтобы понять, что они означают. Детям предлагалось подумать о значении слов: «кудель», «рушник», «квашня» и т.д. В свободное от занятий время провожу вечера загадок, викторины по сказкам «Гуси-лебеди», «Из какой это сказки?» … При ознакомлении со сказкой я использую различные виды театра: плоскостной театр резиновых игрушек, театр на ложках. За время моей работы с детьми было замечено, что речь детей стала разнообразней, они стали добрее, отзывчивее, дружней, учась на русских народных сказках. Я заметила изменения, которые произошли с детьми, они стали уверенно использовать средства народной культуры в своей жизни и интересоваться историей и традициями своего народа. |