Создание здоровьезберегающей среды в условиях ДОУУровень социализации личности дошкольника во многом зависит от
полноценного физического воспитания. По мнению академика Н. М. Амосова,
ребенок конца XX-XXI веков сталкивается с тремя основными пороками
цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки,
перееданием, гиподинамией.
Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок», решение
проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без
осуществления системы мероприятий по физическому развитию детей. Поэтому
в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений
педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ.
В решении задач физического воспитания мы используем концептуальные
основы авторской программы «Здоровый дошкольник», разработанной доктором
медицинских наук, профессором Змановским Ю. Ф. Цель программы
- рациональное осуществление совместными усилиями специалистов ДОУ,
воспитателей и родителей комплекса воспитательных и профилактических
мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма. В условиях
нашего ДОУ данная программа используется в качестве технологии.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
- спортивный зал оснащен спортивным инвентарем;
- имеется спортплощадка;
- в группах обновлены физкультурные уголки (фотоматериал);
- имеется музыкальный зал;
- существует блок медицинского работника;
- имеется кабинет педагога-психолога.
Гармоничному физическому и психическому развитию ребенка способствуют
режим дня (сочетание деятельности статического и динамического
характера), двигательный режим.
В работе ДОУ используются различные виды утренних гимнастик и
физкультурных занятий на основе проведенной консультации «Проведение
нетрадиционных физкультурных занятий и утренних гимнастик». В основном преобладают следующие виды занятий:
- - сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
- - занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
- - занятия по типу круговой тренировки (тренировка основных видов движений);
- занятия по традиционной схеме: вводно- подготовительная часть,
основная часть (общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные
игры), заключительная часть.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом
зависит от взаимодействия старшего воспитателя с медицинским персоналом,
музыкальным руководителем, психологом, воспитателями. Для осуществления
методической работы по проблеме здоровьесбережения и здоровьеобогащения
дошкольников необходимо предворительно составить план совместной
деятельности, включающий в себя консультации для воспитателей,
выступления на педагогических советах и медико-педагогические совещания.
Можно ознакомиться с примерным планом.
В нашем ДОУ проводятся педагогические советы по проблеме
здоровьесбережения и здоровьеобогащения в соответствии с одной из задач
«Годового плана» такие, например, как «Физическое развитие детей на
занятиях и в повседневной жизни» (во время проведения которого
воспитателям было предложено определить правильное положение тела в
завершающей фазе прыжка в длину, во время бега, во время метания вдаль),
«Совершенствование работы по оптимизации двигательного режима в
условиях ДОУ», где можно ознакомиться с двигательным режимом МДОУ № 8.
Так как большую часть времени в ДОУ ребенок проводит в группе,
поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность
воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление
их здоровья. Старший воспитатель должен оказать помощь
воспитателю по различным вопросам физического совершенствования детей.
Основными из них являются:
- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики после сна, для организации игр между занятиями;
- организация обновления оборудования физкультурного уголка (можно ознакомиться с фотоматериалом);
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- организация подвижных игр на прогулке с учетом двигательной активности детей;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.
Рекомендации для родителей по физическому развитию детей в нашем ДОУ оформляют как воспитатели, так и старший воспитатель.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и старшей медицинской сестры, являются:
- 1. Физическое состояние детей, посещяющих ДОУ (щядящий режим).
- 2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ (соблюдение двигательного режима).
- 3. Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной
деятельности (соблюдение требований к максимальной образовательной
нагрузке).
- 4. Профилактика заболеваний (выполнение профилактических мероприятий).
- 5. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни (занятия по валеологии, формирование КГН).
В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в нашем ДОУ, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, зарядка для глаз, точечный самомассаж и т.д
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм
физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика,
разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической
культуре.
Проблемы физического воспитания детей решаются в тесном контакте с
семьей. Для этого используются следующие методы взаимодействия:
анкетирование, проведение Дня открытых дверей (показ утренней
гимнастики, физкультурного занятия, гимнастики после сна),
индивидуальная беседа, консультирования (на родительских собраниях и в
форме выпуска Валеологических газет, оформления стендов и консультаций
по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни).
В процессе нашей деятельности мы пришли к следующим выводам.
1. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ по программе
Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», нам удается воспитывать в
ребенке потребность в ЗОЖ.
2. Развитию адаптивной модели способствует
оптимизация физического и психического развития ребенка. Для снятия
психоэмоционального напряжения в ДОУ психологом проводится
психогимнастика, воспитатели используют элементы психогимнастики на
разных занятиях, например, этюд «Из семени в дерево» можно использовать
на занятиях по экологии.
3. Создание здоровьесохраняющей среды в ДОУ способствует формированию
гармонически развитой личности. Наши выпускники обладают следующими
качествами: они активны, выносливы, ловки, сильны и обладают всеми
возможностями для гармоничного развития. |